На орбите творчества Владимира Джанибекова
Пост обновлен 31 июля 2020 г.
Владимир Александрович Джанибеков - отечественный космонавт, серьезно занимающийся живописью, первые уроки рисунка, композиции и живописи были получены космонавтом еще в Суворовском училище и в Музее изобразительных искусств, куда в свободное время бегали мальчишки-суворовцы. В авиационном училище, а затем в отряде космонавтов он был художником-оформителем. В свободное время Джанибеков рисовал методические схемы, различные чертежи и весёлые газеты с дружескими шаржами и шутками. На этюдную живопись времени у Владимира Александровича не оставалось, но все равно при первой же возможности он выкраивает время для занятия живописью.

- Большую часть жизни я прожил на земле, но всю жизнь я мечтал о небе, о странствиях, о полётах к дальним мирам.
Так о себе говорит
Владимир Джанибеков
Его девиз: Сомневайся и верь!
- Этой формулы нет в учебниках, но без неё не решить ни одной задачи в жизни.
- Сомневайся, что все острова, звёзды и законы уже открыты.
- И верь, что тебе предстоит их открыть.
У Владимира Джанибекова есть рисунок.
...Космонавт сидит рядом с иллюминатором. Он спокоен — рабочий день прошел нормально. В лице его, задумчивом и красивом,— уверенность человека, знающего свое дело. Рисунок как бы излучает светлую гармонию покоя. Наверное, это — автопортрет на фоне Вселенной.
Когда художники обращаются к автопортрету, они всегда стремятся рассказать о самом важном в своей жизни. Для судьбы Джанибекова главное — его работа космонавта. Поэтому себя он нарисовал в корабле, где в иллюминатор видна Земля, где космическая тишина помогает понять, насколько ценна и неповторима человеческая жизнь.

В 1984 году Джанибековым создан рисунок «Салют-7». Полночь».

В нем передана та напряженная рабочая атмосфера, которая всегда сопровождает труд на орбите. Панели, над которыми склонился космонавт, залиты желтым светом. В зеленоватой полутьме мы замечаем другого человека. В рисунке чувствуется движение мысли, гармония поиска и тот, присущий только Джанибекову, лиризм, который озаряет все, созданное им, внутренним светом духовности и доброты. Думал ли Владимир Александрович, рисуя эту работу, что через год ему придется возвращать к жизни «Салют-7», чтобы на нем вновь так же спокойно и мирно могли работать люди? Наверное, не предполагал. Но случилось именно так. А вот короткие строки документальной хроники: «Пять долгих суток ушло на то, чтобы вернуть «Салют» к жизни. Одна за другой стали нормально функционировать бортовые системы. Включилась энергетика, восстановилась радиосвязь, «оттаяла» сама станция... Автоматический грузовой корабль «Прогресс-24» доставил на базу все то, что запросил экипаж для дальнейших ремонтно-восстановительных работ. А вскоре «Памиры» доложили «Заре», что могут приступить к выполнению научной программы полета.
Начались рабочие космические будни: виток за витком, день за днем, неделя за неделей. Программа была обширной. Если коротко определить ее основное содержание, то лучше всего назвать три главных направления: Земля, Океан, Атмосфера. Впрочем, кроме сугубо научных исследований и наблюдений были технические эксперименты, биологические и медицинские «пробы», был выход в открытый космос и сложная работа на внешней стороне станции. Итог полета В. Джанибекова и В. Савиных в том, что они еще раз подтвердили: силами экипажа в полете.можно выполнить многие ремонтные и профилактические работы, а стало быть, продлевать жизнь станции». Можно с уверенностью сказать, что на данном этапе такая работа, не имевшая аналогов в мировой практике, была под силу только экипажу, руководимому Джанибековым. Владимир Александрович в свое время самостоятельно разрабатывал на тренажерах варианты сближения, искал пути расширения человеческой деятельности в космосе вообще, думал об устранении аварийных ситуаций на орбите. Результаты превзошли все ожидания. Во время последнего полета космонавтом был реализован сложнейший процесс сближения и стыковки. Уникальные тренировки Джанибекова помогли ему вернуть к жизни в реальной ситуации станцию «Салют-7».

Тема «Человек. Земля. Вселенная» является главной в творчестве Владимира Джанибекова. Его работы отражают огромный внутренний мир незаурядного человека, его чувства, мысли, фантазии и философские раздумья. В них всё узнаваемо, вполне реально, но в то же время наполнено каким-то таинственным смыслом. Создаётся впечатление, что автор чувствует и видит то, что неведомо никому из нас. Владимир Джанибеков работает в лучших традициях реалистической школы. Его работы находятся во многих музеях России, США, Германии, Узбекистана, Украины и неоднократно экспонировались в нашей стране и за рубежом.

В сфере интересов Владимира Джанибекова, кроме главной профессии космонавта, – техника, экология, новые виды энергии, полёты на воздушных шарах. И ещё музыка, поэзия, литература и изобразительное искусство. Владимир Джанибеков известен не только в мире космонавтики, но и как живописец - художник запечатлевший на своих полотнах множество как космических, так и вполне земных пейзажей.

Сюжеты подсказывала сама жизнь. Эти, чуть ли не ежедневные зарисовки, говорили о том, что запущенный с детства творческий «механизм» художника, не мог себя не проявлять. Космонавты, все как один, рассказывали, что первый взгляд на Землю с космической орбиты потрясает воображение. А если космонавт к тому же еще и художник, то эмоциональное восприятие увиденного гораздо богаче, тоньше, сильнее. Понятно, почему после полета в космос, несмотря на всю послеполетную занятость, рука невольно потянулась к карандашу и кисти. В один из таких моментов он и оформил книгу «Черное безмолвие» своего товарища-космонавта Глазкова. Владимир Александрович оформил полтора десятка книг.
Выдающийся космонавт является и талантливым художником-графиком, работы которого неоднократно экспонировались на выставках. Им оформлено несколько книг. Каждый разговор с Джанибековым — встреча с человеком высокой культуры, чья напряженная духовная жизнь накладывает отпечаток на все его дела и поступки. Привлекает спокойствие его уверенной и мужественной личности. Джанибеков недаром выходил победителем из самых трудных ситуаций. Еще в юности ему пришлось преодолеть много препятствий на пути в авиацию. Вначале Владимир поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, затем, поняв, что его призвание — авиация, идет учиться и успешно заканчивает Ейское высшее военное авиационное училище. Работал летчиком-инструктором в Военно-Воздушных Силах. С 1970 года — в Звездном городке. Джанибекову подвластны и труд космонавта и орбиты художественного творчества.
— Владимир Александрович, какой смысл вы вкладываете в понятие «творчество»?
На мой взгляд, творить — означает прежде всего работать на совесть.
Каждодневные кропотливые поиски, иногда долгие, иногда даже монотонные, изнурительный труд, помогающий достичь результата,— это ведь тоже творчество. А рисунки рождаются как результат раздумий над главным делом моей жизни — космонавтикой. Я будто рассказываю языком графики об экспериментах, которые проводятся на борту корабля, о своих коллегах, товарищах, друзьях. Так, в раздумьях над сегодняшним днем, возникла у меня идея нарисовать портрет Гагарина — основателя нашей профессии. Я вспоминал его знакомое, всегда улыбчивое лицо, ясный взгляд, живость движений. Я вспоминал этого очень молодого человека, ставшего легендой. И радость от того, что он был, и невозвратимую горечь потери – все это хотелось передать в рисунке. Портрет Гагарина стал скорее моим представлением о нем, чем портретом реального человека, памятью сердца, согревающей будни негасимым светом доброты. Мы все продолжили дело Гагарина и за это благодарны ему.
Космические художники
ВСЕЛЕННАЯ КОСМИЧЕСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА