Кратко о Аниме и Манга. Аниме про космос.

Пост обновлен июль 31

ХХ век коренным образом изменил всю природу изобразительного искусства, положив непроходимую границу между старым и новым, которое отныне и навечно стало развиваться по невиданным ранее законам. Они проявляются не только в том  что и как отражает искусство, но и  в развитии различных тенденций, в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме. Изображение теряет на  исторических рубежах старую и обретает новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит, для чего существует и что может.

Можно выделить  три крупных  направления исследований: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде. В ХХ веке происходят такие события, как появление новых видов художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства,  развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций.


История появления Аниме

История аниме берёт начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Самая старейшая из известных сохранившихся японских анимаций — KatsudoShashin длится всего 3 секунды. Одним из самых первых аниме стал продемонстрированный в 1917 году двухминутный комедийный фильм «Namakura-gatana», в котором самурай собирается испытать свой новый меч, но терпит поражение от горожанина. Первопроходцами в области японской мультипликации стали СимокаваОтэн, ДзюнъитиКоти и СэитароКитаяма. Одним из наиболее популярных и доступных методов на тот момент была техника вырезной анимации, её применяли такие аниматоры, как СанаэЯмамото, Ясудзи Мурата и НобороОфудзи. Позднее распространилась также техника аппликационной анимации.  К 1940 году начали образовываться организации мультипликаторов и художников. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука — он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме. Первой работой Тэдзуки стала мангаShintakarajima. За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) — аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми — сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек). Вершиной аниме принято считать работы режиссёра ХаяоМиядзаки. Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».


Терминология

Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ: сён]), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. До середины 1970-х вместо него использовался термин «манга-эйга» («кино-комиксы»). По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки. Существует два альтернативных русских написания слова: «анимэ» — транслитерация (яп. アニメ) по правилам киридзи и «аниме» — более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин «карате»). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ].В русском языке слово «аниме» имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник», «анимешный» и т. п.


Аниме в России

Графическое представление об аниме имеют  многие россияне, т.к. графические мотивы аниме в последнее время  используют в оформлении различной продукции. Кроме этого, для особо интересующихся существуют Интернет-сайты, как иностранные, так и русскоязычные. На русском языке вышла книга об аниме - Б.Иванов "Введение в японскую анимацию". Ее небольшой тираж был моментально раскуплен и распространен как среди российских фэнов аниме, так и среди профессиональных кинематографистов. Помимо краткого изложения истории аниме с 1917 по 1997 годы, книга содержит экскурс в историю японской культуры, краткие биографии ряда создателей аниме и общую информацию об идеологии современного аниме.

- 20 апреля 2000 года автор книги получил за нее премию памяти Михаила Левитина (премия ежегодно присуждается за лучший киноведческий дебют) Гильдии киноведов и кинокритиков;

- 7 марта 2002 года вышло из печати второе издание книги - Б.Иванов "Введение в японскую анимацию".

В конце 1990-х — начале 2000-хгодов начали появляться издания, посвящённые аниме и манге.

В 2003 и 2004 годах издавался журнал «animemagazine»-старейший в России журнал, целиком посвященный аниме, манге и культуре Японии, а также единственное независимое российское аниме-издание.

С 2003 года издаётся журнал «АнимеГид» рассказывает о новинках японской анимации (аниме).

С 2 по 11 ноября 2007 года Москве прошла выставка «К Востоку через Запад», на которой был представлен проект «Мантикора» - это полнометражный художественный фильм и манга по оригинальному сценарию Вл.Клитта. Съемки фильма и  работы по созданию комикса проходят параллельно. Показ фильма состоялся в 2008 году.

В России ежегодно проводятся фестивали аниме. Один из них проходит в Москве с 2007 года.



Аниматрикс - один из крупнейших в России молодежных фестивалей, посвященных популярной во всём аниме-культуре и всему, что с ней связано: музыке, играм, фильмам, изобразительному искусству, костюмированным представлениям, истории и культуре стран Дальнего Востока.


Особенности рисунка Аниме

Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают неестественно большие глаза персонажей. На самом деле, существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации — Осаму Тэдзука, считающийся основоположником данного стиля, был вдохновлён персонажами американских мультипликационных фильмов, такими как БеттиБупМикки Маус и Бэмби. Аниме-персонажи выделяются не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок — нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью.



При рисовании глаз обычно одновременно применяются светлые и тёмные оттенки[32]. По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой — часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.

Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёски персонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, а также детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляя их несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Волосы различных цветов изначально были способом «персонифицировать» героев, сделать их заметно различными. Сегодня, когда образы персонажей прорабатываются вплоть до мельчайших деталей лица и манер поведения, разноцветные волосы не являются необходимостью, скорее — традицией.

Кроме того, цвет волос часто отражает характер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикатором вспыльчивости (Аска из сериала «Евангелион», Лина Инверс из сериала «Рубаки»). Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, поскольку большинство японцев имеют тёмные волосы. Отдельно стоит упомянуть осветлённые волосы, как часть стереотипа хулигана или эксцентрика — выше уже упоминалось, что абсолютное большинство японцев имеет тёмные волосы, и осветление — это наиболее эффективный способ для кого-то выделиться из общей массы в школе и на улице.

Поскольку аниме-сериалы обычно демонстрируются на телевидении с частотой около серии в неделю, для их создания задействуют штат из сценаристарежиссёра, дизайнера и нескольких десятков аниматоров. Кроме того, чтобы укладываться в график выхода, по возможности, без потери качества, используются так называемые «приёмы ограниченной анимации». Они включают в себя перерисовку отдельных частей рисунка с сохранением бо́льшей части картинки неизменной, статические задние планы, упрощённые формы передачи эмоций.



Передача эмоций в аниме является поводом для отдельного разговора (Приложение ). Помимо традиционных для аниме видов проявления чувств персонажем — изменением выражения лица или тона его голоса, используется ряд других приёмов. Эмоции могут изображаться подчёркнуто нереалистично, гипертрофированно — персонажи говорят с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимают картинно демонический вид, когда проявляют гнев. В комедийных ситуациях, с целью показать несерьёзность чувства, применяются пиктограммы, такие, как картинка «капельки пота» или «вздувшихся вен», возникающие поверх головы героя, либо в рамочке над ней.



Помимо «серьёзного» рисунка существует также популярный стиль «тиби» или «super-deformed» (SD), в котором персонажи изображаются упрощённо, с непропорционально большими головами и глазами в пол-лица. Обычно стиль SD применяется в комедийных ситуациях, поскольку выдаёт явную несерьёзность, пародийность происходящего. Тем не менее, существуют сериалы, целиком сделанные в такой манере; здесь подобный стиль используется, чтобы создать симпатию к «маленьким и пушистым» главным героям. Так, например, в комедийном сериале «YamatoNadeshikoShichiHenge» главная героиня 90 % экранного времени проводит в своей тиби-форме, ведя себя так, словно совершенно не от мира сего. Другие же персонажи, являясь более адекватными, изображены, соответственно, вполне обычными.

Аналитик компании AnimeNation Джон Опплинджер подчёркивал, что способ изображения персонажа позволяет зрителю мгновенно определить его важность. Он также считал, что во многих аниме-сериалах, где есть запоминающиеся персонажи, созданные известными дизайнерами, часто присутствуют случаи неудачного исполнения, тогда как другие сериалы, где нет чёткой разницы между героями, стали очень популярны. По мнению аналитика, хотя общий дизайн персонажей со временем развивается, чтобы соответствовать вкусам зрительской аудитории, отличительное оформление встречается в единичных случаях.

История Манги

漫画Слово "манга" довольно многозначно. Это и политические карикатуры в газетах, и весьма популярные во всем мире японские рисованные истории. Но для японца это прежде всего комиксы.

Создатель манги называется "мангака". Обычно один человек (часто - с помощниками-подмастерьями) и рисует комикс, и пишет тексты, но встречается и групповое творчество. Тем не менее, над одной мангой обычно более трех-четырех человек не работает. Художественная цельность от этого повышается, а личные доходы - растут. Часто он же является и автором сценария, однако бывает, что написание сценария берёт на себя отдельный человек. Отаку-поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.

Помимо профессиональной манги, существует и любительская - "додзинси". Многие мангаки начинали как создатели додзинси ("додзинсика"). В крупных городах существуют специальные рынки, на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих работ.

Пользующиеся наибольшим спросом манга выпускаются в виде книг (нередко - сериалами в 10-20 томов), которые расходятся по стране десятками миллионов. А на основе лучших из них создаются многосерийные мультфильмы. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. Причин тому несколько — во-первых, это наследие традиционной японской живописи, во-вторых, это значительно удешевляет её производство.

Не следует путать мангу с манхвой и маньхуа. «Манхва» – изобретение корейцев, а «маньхуа»- китайцев. Похожи эти слова по той простой причине, что пишутся одними и теми же иероглифами. Причём на самом деле «манхва» это не только комиксы, но и мультфильмы тоже – именно такое значение слово имеет внутри самой Кореи, а за её пределами используется исключительно для обозначения корейских комиксов. Также особенностью манхвы является то, что на её основе куда чаще создаются «живые» сериалы и фильмы, а анимационные произведения пока что являются относительной редкостью. Понятие «манхуа» включает в себя все комиксы, выпущенные в Китае, Тайване и Гонконге, а также переводы японской манги на китайский язык.

Манга - это явление художественной культуры. Она как выразительное средство обладает даже большим простором для творчества, чем иные виды медиа. Манга - более индивидуальное, а потому и более свободное искусство, как выразительное средство находится где-то в промежутке межу прочими видами медиа, такими как кино, CD, литература, телевидение и т.п. Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако главенствующим направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность. Первым в такой стилистике стал рисовать уже упоминавшийся Осаму Тэдзука. Читается манга обычно справа налево, причиной чему японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Мангу отличает преобладание серийных выпусков в периодической литературе. В Японии очень редко манга издается сразу в книжном виде, вместо этого она сперва выпускается в виде серии выпусков (или в рамках журнального выпуска) объемом 20-30 страниц каждый и только потом (в зависимости от успеха) собирается и издается в виде книги. Именно тот факт, что манга сперва печатается в журналах, и является одной из причин "чернобелости" манги. Популярные работы, зачастую, выпускаются в виде отдельных выпусков в течение нескольких лет (Ranma 1/2, DragonBalls и т.д.), а когда приходит время выпуска в книжном виде - могут занимать десятки томов. На сегодняшний день манга представляет собой практически всемогущее и всеобъемлющее средство визуализации, включая огромный диапазон жанров и форм, начиная от юмористических книжек, мелодрам, фантастики и заканчивая серьезными литературными работами, описаниями путешествий, обучающими и образовательными руководствами. Таким образом, практически любой человек может найти для себя мангу, которая ему понравится.





Аниме о космосе

В кинематографе и видеоиграх тема космоса изучена почти досконально. Научная фантастика и исторические фильмы появляются на экранах регулярно, в играх жанровое многообразие начинается с космических симуляторов и заканчивается пошаговыми стратегиями и хоррорами.

Однако в японской анимации космос встречается редко. За последние 60 лет вышло примерно 14 тысяч аниме, и из них только две сотни — в космическом сеттинге (среде). Если из этих двух сотен выбрать самое интересное, то останется не больше 50 тайтлов (заголовков). Проблема кроется не в дефиците хороших сюжетов, а в бюджете и ориентированности на аудиторию. Проще и дешевле создать комедийный сериал про будни японских школьников, чем тратить огромный бюджет на сложную фантастику.

В рамках «Космоса» вспоминаем примечательные анимационные фильмы, сериалы и короткометражки, действие которых происходит в Солнечной системе и далёких галактиках.


Трилогия Лэйдзи Мацумото

Тема космоса появилась в японской анимации в шестидесятых годах. Чаще всего героями аниме-сериалов тогда были либо дети с суперсилой, либо добродушные роботы или инопланетяне. В каждом эпизоде злодеи возвращались с хитрым планом, но их замыслы всегда проваливались. Смотреть такое сегодня смогут лишь маленькие дети.

Всё поменялось после выхода экранизаций манги Лэйдзи Мацумото. Его «Космический линкор Ямато» открыл многим зрителям жанр космооперы и привлёк к аниме взрослую аудиторию. Если в США интерес к фантастике и космосу вырос после выхода «Звёздных Войн», то в Японии всё началось именно с «Ямато». Сериал повлиял и на аниматоров, в том числе на Хидеаки Анно, создателя знаменитого «Евангелиона». Тот решил работать в индустрии после того, как в 15 лет увидел «Ямато» по телевизору.


Сюжет «Ямато» начинается в 2199 году на умирающей Земле. Океаны высохли, растительность уничтожена, атмосфера непригодна для жизни, а города стёрты в пыль. Так земляне расплатились за неудачный контакт с расой Гамилус. Уцелевшие люди переселились в подземные города и тщетно сражаются с инопланетным флотом уже 20 лет.



Ситуация изменилась в тот момент, когда на Марс упал инопланетный корабль. В его обломках нашли послание от правительницы планеты Искандар. Та пригласила людей забрать некое устройство, способное оживить мертвую Землю (как G.E.C.K из Fallout 2). Вместе с посланием Старсия приложила и чертежи мощного двигателя.

В кратчайшие сроки люди собрали космический корабль, созданный по образу легендарного линкора Второй Мировой войны — Ямато. Теперь от его экипажа зависит судьба всего человечества.



«Космический линкор Ямато» — это японский Star Trek с едва заметными нотками патриотизма, наивности и романтики семидесятых. Успех аниме был настолько велик, что стал феноменом. «Ямато» — первый анимационный сериал, получивший награду «Сэйюн» за вклад в искусство.

В семидесятые годы магазины ломились от тематических товаров, которые охотно покупали и взрослые фанаты. Появились первые клубы любителей аниме, плюс «Ямато» сильно повлиял на развитие косплея в стране.

Как это часто бывает, со временем франшиза превратилась в «дойную корову». До 1983 года вышло семь продолжений с одними и теми же проблемами. Из сезона в сезон фантазии сценаристов хватало только на выдумывание разноцветных пришельцев, планирующих уничтожить Землю и Ямато.

Инопланетяне и правда отличались от людей только цветом. Это не пошло на пользу ни франшизе, ни всей японской фантастике. Биологическую идентичность с людьми оправдывали тем, что человечество и пришельцы — это потомки древней вымершей расы. «Ямато» закрепил этот стереотип, поэтому разноцветные пришельцы до сих пор встречаются в аниме.

Смотреть сериал 1974 года сегодня без поблажек на возраст тяжело. Хорошей альтернативой для знакомства со вселенной «Ямато» может стать его современный ремейк — «Космический линкор Ямато 2199». Сериал 2013 года расширил и доработал сюжет оригинала, ввёл новых персонажей и сохранил эстетику космоопер семидесятых годов.


Романтизм Мацумото в полной мере раскрылся в другом его произведении. «Космический пират капитан Харлок» — сага о доблестном пирате, который бороздит космос на корабле «Аркадия». Его личность таинственна, о его прошлом знает всего несколько верных друзей. В первой экранизации Харлок борется с инопланетной расой Мазон, в последующих — с человеческим деспотизмом и невежеством.

Вселенная «Харлока» насчитывает шесть сериалов и несколько полнометражных фильмов. Не все из них выдержали проверку временем, но франшиза точно понравится поклонникам поучительных историй и любителям жанра «плаща и шпаги».


Звездолёт «Аркадия»

Любой «Харлок» — это драматическая притча о вечных истинах. Важности дружбы, мужественности, самопожертвовании, любви, свободе и конечно же — смысле жизни. Вся драма держится на постоянном сопереживании персонажам. У любого члена команды «Аркадии» есть своя трагическая история из прошлого.


Увы, полнометражный ремейк 2013 года не спасла ни хорошая графика, ни похвала Джеймса Кэмерона. Картина провалилась в прокате, не окупила производственный бюджет и получила преимущественно негативные отзывы на родине.

От старого очарования «Харлока» не осталось и следа, сюжет получился скомканным и слабым. Как красивый видеоклип с первоклассным CGI (изображением, сгенерированным компьютером) — пойдёт, как очередная глава в саге о доблестном пирате — никуда не годится.


Сериал «Галактический экспресс 999» — самая глубокая, философская и масштабная работа Лэйдзи Мацумото. Автор вдохновлялся романом «Ночь на Галактической железной дороге» японского классика Кендзи Миядзавы и пьесой Мориса Метерлинка «Синяя Птица». Каждый эпизод сериала показывает зрителю новую планету, историю и философский посыл.


На начало XXII века человечество уже давно исследует космос, изучает и колонизирует планеты. На смену космическим кораблям пришли галактические железные дороги, по которым меж звёзд путешествуют поезда. Из-за развития технологий произошел социальный разрыв. Богатые живут вечно, потому что избавились от старого тела, полностью заменив его на механический аналог. Людям из плоти и крови ничего не остается, как влачить жалкое существование в трущобах или навсегда покинуть Землю.

Главный герой, мальчик Тэцуро, всю жизнь мечтал заполучить билеты на «Экспресс 999». Этот паровоз летит через всю галактику до планеты, где любому желающему дарят бесплатное механическое тело. Тэцуро считает, что с механическим телом он обретёт заслуженное счастье. Больше не нужно будет беспокоиться о еде, сне, болезнях и холоде.

Как ни странно, но у загадочной женщины Мэтель оказались заветные билеты. Она согласилась отдать мальчику билет на 999, если они вместе проедут весь путь. С этого момента началось путешествие длинною в 113 увлекательных серий.


Самое важное, что главный герой в «Галактическом экспрессе 999» — это обычный эгоистичный мальчик. Его потрепала жизнь, он хоть и храбр, но в душе ещё ребёнок.

Если осмысливать метафоры сериала, то паровоз — это жизнь человека, а звёзды — этапы взросления. С каждой планетой Тэцуро потихоньку учился премудростям жизни. Каждая встреча приносила ему пользу и даёт важные уроки, хоть порой и горькие. В жизни всё так и происходит, только без космоса и летающих поездов.


У Мацумото были и другие работы, но именно «Космический линкор Ямато», «Харлок» и «Галактический экспресс» обессмертили его вклад в японскую анимацию. Герои произведений Мацумото красуются на современных японских электричках и в виде статуй на улицах японских городов. Ежегодно выходят новые экранизации, товары, переиздания манги и сериалов.


Роботы

Действие аниме с участием больших человекоподобных роботов нередко происходит в космосе далёкого будущего. В сознании западного зрителя с годами закрепился стереотип, что любое аниме в жанре «меха» (яп. мэка, от англ. mechanism) рассчитано на маленьких детей. Отчасти в этом виноваты «Трансформеры», или, например, некогда популярный в России «Грендайзер».


Роботы большие и маленькие

Серьёзная «меха» чаще всего встречается в поджанре Real Robot. В нём роботы обычно не трансформируются, редко обладают суперсилами и серийно производятся для военных целей. Целевая аудитория Real Robot — подростки и взрослые, ведь в под жанре часто показывают жестокость. Упор в сюжете идёт не на сражения, а на проработку вселенной, драму, характеры персонажей и их личные проблемы.

Mobile Suit Gundam («Мобильный доспех Гандам») — центральная франшиза поджанра Real Robot. В две сотни наименований входят: фильмы, сериалы, видеоигры, романы и манга. При этом «Гандам» ещё разделен на несколько независящих друг от друга вселенных. Запутаться легко.


Модели «Гандамов» из разных сериалов

Вселенных у «Гандама» много, но если выбрать одну, то для начала стоит познакомиться с «Универсальным веком». Именно с неё началась франшиза, к ней возвращаются и по сей день в ответвлениях и приквелах. Она же и разрушила закостенелый стереотип, будто все враги в аниме про роботов — пришельцы.


Уличные бои встречаются во многих «Гандамах»

События «Универсального века» начинается в недалёком будущем. Человечество уже 50 лет изучает просторы Солнечной системы. Терраформирование всё ещё сложная технология, зато есть базы на Марсе и Луне. Часть людей переселилась в цилиндрические колонии «Стороны», расположенные вокруг Земли.


Вскоре колония «Сторона-3» объявляет о независимости от Земной Федерации и провозглашает себя Герцогством Зион. Переговоры с мятежниками не удаются — колонисты твёрдо решают жить отдельно от землян.

Начинается «холодная война» с гонкой вооружений, во время которой разрабатываются мобильные доспехи, а также начинается исследование Ньютайпов — колонистов с экстрасенсорными способностями. Ньютайпы наделены потрясающей интуицией: они могут проецировать свои мысли в космос и чувствовать на расстоянии других людей.


Амуро и Чар — ньютайпы и центральные персонажи «Универсального века»

В 0079 год Универсального Века (примерно 2066 по старому летоисчислению) начинается война между двумя государствами, которую позже назовут «Однолетней». Меньше чем за год в ней погибнет 3 миллиарда человек, а южная часть Австралии пострадает от сброшенной на неё колонии.


Сидней за секунду до превращения в пыль

Около 20 аниме развивают вселенную «Универсального века». Например, приквел Gundam: Origin рассказывает о ключевых событиях, произошедших за 10 лет до первого сериала 1979 года, а Gundam F91 переместит зрителя на 40 лет после окончания войны. По размаху истории франшиза запросто может тягаться со «Звёздными войнами» и её расширенной вселенной.

Сражения выстроены по логике, а отрицательные персонажи в «Гандамах» никогда не были заштампованными злодеями с безумными планами и банальной мотивацией. Тут нет чёткого разделения на добро и зло, герои постоянно меняются.


«Гандам» — это прежде всего франшиза о войне и пилотах мобильных доспехов. Редчайшая работа в японской анимации, где не стесняются обсуждать остросоциальные вопросы будущего. Ведь человечество никогда не изменится, оно и в космосе будет сражаться за идеологию или незначительные клочки пространства.

На протяжении 40 лет о войне во франшизе рассказывали по-разному. Например, в потрясающем мини-сериале Gundam: War in the Pocket («Карманная война») конфликт между Зионом и Земной Федерацией показан глазами 10-летнего мальчика Альфреда. Он не пилот «Гандама» и не Ньютайп — просто ученик начальной школы, увлечённый мобильными доспехами. Его дом находится на нейтральной территории, и он совершенно не подозревает, что его колония станет плацдармом для секретной операции Зиона.


Gundam Thunderbolt — пожалуй, наиболее жестокий и динамичный сериал во франшизе. «Шаровую молнию» можно охарактеризовать одним ёмким словом — бойня. Разрушенные судьбы, и полная безысходность под джазовый аккомпанемент. Гандам представлен здесь не как машина, несущая мир, а как адский жнец, который забирает жизни и превращает солдат в инвалидов.


Вклад «Гандама» неоценим, но есть и другие достойные работы в жанре. В Armored Trooper Votoms («Бронированные воины Вотомы») война между двумя звёздными системами закончилась ещё в первом эпизоде. Главный герой, Кирико, случайно раскрыл военный секрет, и чтобы спасти свою жизнь дезертировал из армии. Теперь на него объявлена охота, а сам он вынужден прятаться в трущобах и бороться с разным отребьем. В друзьях у него не бравые воины, а жулики и проходимцы.


В сериале есть и элементы киберпанка. Человечество расселилось по всему космосу, но продолжает уродовать планеты. Теперь это малопригодные для нормальной жизни миры с кислотными дождями, невзрачными мегаполисами, пустынями, рабскими условиями труда и тотальной нищетой.

Votoms в своё время избавились от многих штампов «мехи». Здесь нет дешёвого пафоса и очередного подростка-героя, который уже в первом эпизоде великолепно пилотирует сверхсекретного робота. Центральный персонаж здесь — дезертир. Роботы в Votoms — расходный материал, обычная военная техника.


Scopedog — самый распространенный доспех в аниме

Необычная ситуация произошла с сериалом Macross (в России известен под названием Robotech). Его задумывали как пародию на «меху» и космооперы, но позже от этой идеи отказались. В самом начале в Macross хватало забавных гэгов (вроде выхода в открытой космос без скафандра), но уже к шестой серии настроение аниме изменилось. Пародия ушла на второй план, сериалу увеличили бюджет и расширили штат аниматоров.


В Macross переосмыслили многие штампы популярной японской фантастики. Завязка похожа на «Ямато»: космический корабль под названием «Макросс» летит сквозь космос к заданной цели, постоянно отбиваясь от атак пришельцев Зентради. Только вместо дальней планеты он летит к Земле, а сами пришельцы нападают скорее из любопытства.

Внутри гигантского корабля люди построили город. Его жители уже привыкли к войне, многие спокойно ходят на работу или учёбу. На корабле есть своё СМИ, магазины и другая инфраструктура. Ничего подобного в жанре «меха» ещё не было.


Сражаются с Зентради на «Валькириях» (официальное название — Variable Fighter) — гибриде истребителя и робота. Сам «Макросс» также трансформируется из звездолёта в гигантского двухкилометрового робота.

Но главное оружие против Зентради не «Валькирии», а человеческая культура. Пришельцам чужды любовь, дружба и обыкновенные песни. Музыка их деморализует. Под действием культуры некоторые Зентради позже перейдут на сторону людей.

Неудивительно, что со столь свежими идеями Macross превратился в огромную медиа-франшизу. Его продолжения были не так успешны, но их любят за хорошую музыку и колоритных запоминающихся персонажей. Благодаря тому же Macross Frontier у франшизы появились новые поклонники в конце нулевых.

Реалистичный космос

Научной фантастики про космос в аниме мало, а для того чтобы перечислить убедительную или как минимум с уклоном в реализм — хватит одной руки. Главенствует в жанре сериал Planetes с сухим и реалистичным взглядом на ближайшие будущее освоения космоса. Аниме рассказывает о рутинных буднях космических мусорщиков из корпорации «Текнора».

Дальше базы на Марсе и города на Луне человечество не продвинулось, а орбита Земли засорена космическим мусором. Работа космического уборщика опасна, зарплата низкая, а удовольствия и романтики — почти никакой. Но ведь кто-то должен этим заниматься.


Заставка к сериалу кратко пересказывает важные этапы в истории космонавтики.


Фантастика фантастикой, но такая профессия точно будет актуальна в будущем. Если сверхдержавы начнут вкладывать больше денег в освоение космоса, то сеттинг Planetes превратится в реальность лет через 30.

Проблема космического мусора уже актуальна. Один маленький болтик приведёт к катастрофе, если он попадёт в стекло космического корабля или в его двигатель. В 1983 году крохотный кусочек дрейфующего металла попал в иллюминатор шаттла и оставил в нём глубокую трещину. А если это будет фрагмент ступени от ракеты или заброшенный спутник?


Псевдодокументальная хроника Space Fantasia: 2001 Nights — экранизация манги Юкинобу Хосино, вдохновленная романами Артура Кларка и фильмом «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. За час хронометража создатели фильма успели рассказать об открытии межзвёздных перелётов, терраформировании планет, потере интереса к космосу, упадке Земли и деградации человечества. Параллельно печальной хронологии идёт рассказ о космическом корабле, о котором все забыли, несмотря на важную цель — распространить жизнь за пределами Солнечной системы.


Мини-сериал Dallos — первая независимая работа режиссёра Мамору Осии (Ghost in the Shell, Patlabor, Angel's Egg). Dallos хоть и вышел 1983 году, но духом и депрессивным настроем близок к семидесятым, любимому десятилетию режиссёра. После нефтяного кризиса и войны во Вьетнаме были популярны сюжеты про борьбу одного человека или отдельного класса общества с машиной государства. Dallos — как раз такая история.



Луна превратилась в государство, где большая часть населения занимается рабским трудом. Уже выросло несколько поколений, которые никогда не видели Землю, потому что колония находится на обратной стороне спутника.

Обеспеченные люди живут в комфортабельных секторах, а бедные рабочие — в трущобах. Жители трущоб носят порядковые номера, тела умерших не хоронят, а утилизируют, оставляя от человека только жалкий обруч с микрочипом.


Не обошлось без древних инопланетных артефактов

Со временем недовольные люди объединяются в террористическую группировку, которая начинает борьбу против местных властей. Основные требования террористов — приравнивание прав колонистов к правам землян и свобода от рабских условий.


Ouritsu Uchuugun — Honneamise no Tsubasa («Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз») — дебютная работа прославленной анимационной студии GAINAX. Фильм провалился в японском прокате, но был расхвален критиками в США и Европе. Обозреватель американского журнала Time Ричард Корлисс так восхитился Honneamise no Tsubasa, что призвал считать аниме отдельной формой искусства.


«Хоннеамиз» рассказывает о первом космическом полёте человека в разгар Холодной войны. Разница в том, что история не про наш мир, а про альтернативный. Знакомый в плане технологий, но чуждый по укладу.

У фильма есть пантеистический (обопщение отождествляющее Бога и мир) стержень, ведь главный герой, космонавт Сироцугу Ладатт, видит Бога во Вселенной. Бог в Honneamise no Tsubasa — это не личность, которая наблюдает за людьми, а сам космос и всё, что нас окружает. Попав на орбиту, космонавт читает проповедь и просит прощения от имени всего человечества.


Фильм даже не о холодной войне, а о месте человека во вселенной. Заслуживает ли он покинуть свою колыбель? Может для начала стоит разобраться со своими проблемами на Земле?

Космические вестерны и комедии

К середине восьмидесятых эпопеи о нелёгком будущем уступили место комедиям про наёмников и охотников за головами. Аниме Crusher Joe и Dirty Pair созданы на основе романов писателя Такатихо Харука.

Отважные космические наёмники из Crusher Joe большой популярности не получили, чего точно не скажешь о закадычной паре красоток из Dirty Pair. Каждая серия с ними — новое увлекательное приключение.


Боевики с мускулистыми мужчинами и роковыми женщинами в восьмидесятых были на пике славы. На Space Adventure Cobra,сериал о бесстрашном мачо, повлияли «Звёздные войны», самурайские фильмы Акиры Куросавы и спагетти-вестерны с Клинтом Иствудом. Охотник за головами, со своим встроенным в руку «психо-ружьем» и античным «Магнумом» выкашивает пачками пиратов, пришельцев и киборгов.


Кобра и его личный робот Миледи

Выдержать идеальный баланс между драмой и комедией удалось Синъитиро Ватанабе в сериале Cowboy Bebop. Он сильно выделяется на фоне Dirty Pair и Space Cobra, у которых позаимствовал некоторые идеи.

В аниме подобного плана сюжет обычно топчется на месте вплоть до последних эпизодов. Однако благодаря развитию персонажей, раскрытию секретов их прошлого — в «Бибопе» нет ощущения «ситкомовости» или бессвязности повествования. Каждый эпизод — отдельная история с кучей побочных элементов, которые под конец образуют единый сюжет.


На потрёпанном космическом корабле Bebop 268170 живут: Спайк Шпигель — сорвиголова и бывший член мафиозного синдиката, Джет Блэк — владелец корабля и бывший полицейский, Фей Валентайн — загадочная женщина с сомнительным прошлым, Эд — юная и немного сумасшедшая хакерша и корги Айн — самый умный пёс в галактике. Им придётся ловить преступников всех мастей: от наркоторговцев до бывалых грабителей и киллеров.


Есть мнение, что музыкальное сопровождение от композитора Йоко Канно и группы The Sealbelts — лучшее в истории аниме. Поначалу может быть сложно согласиться с этим, но если попытаться вспомнить что-то настолько же качественное и разностороннее, то конкурентов у «Бибопа» не будет.

Джазово-блюзовый саундтрек здесь — это самостоятельное произведение, которое спокойно можно слушать в отрыве от оригинала. Никто не заметит подвох, если включить саундтрек в каком-нибудь баре.


Избранные композиции


Но главное в «Бибопе» — это меланхоличная, местами неонуарная (обновленный черно-белый фильм)атмосфера. Убедительный быт жителей планет и спутников Солнечной системы, философские разговоры о жизни и смерти, посиделки в прокуренных барах и истлевшая сигарета в руке на фоне заката. Неважно, как изменится будущее — люди останутся прежними.

Из-за отличной режиссуры создается впечатление, будто смотришь навороченную голливудскую драму с элементами комедии и боевика. Cowboy Bebop попросту опередил своё время, по качеству с ним могут сравниться очень немногие сериалы (по мнению преданных фанатов — ни один). Можно до глубины души не любить аниме, но с «Бибопом» стоит ознакомиться всем.


Другой работе Ватанабе, Space Dandy, повезло куда меньше. Оба сезона получились на любителя, так как не все зрители поймут специфический юмор, отсылки к американский поп-культуре и пародии на старое аниме.


Дэнди — охотник за редкими инопланетными видами. Он путешествует по отдалённым галактикам в сопровождении робота-пылесоса QT и разумного кота Мяу с планеты Бетельгейзе. За редкие виды пришельцев хорошо платят в центре космической регистрации, но Дэнди не везёт. Он постоянно вляпывается в различные неприятности, а за ним по пятам следует зловещая империя Гогол.


Для любителей качественных пародий и приключений в космосе — идеальный вариант. В какой-то степени сериал можно назвать экспериментальным, ведь над ним работало множество талантливых аниматоров. Стилистика анимации в Space Dandy меняется от к серии к серии.


В аниме Seihou Bukyou Outlaw Star («Звёздные рыцари со звезды изгоев») человечество давно повстречалось с несколькими инопланетными расами и расселилось по всему космосу.


Правят в нём три силы: военные, пираты и вольные (авантюристы, готовые взяться за любую тяжёлую работу). Паренёк Джин Старвинд и его партнер Джим Хокинс управляют маленькой компанией на забытой богом планете Sentinel-3. Компания предлагает разные услуги: от работы телохранителями до охоты на опасных преступников.


Сериал вышел в неудачное время. Аниме транслировали одновременно с другими фантастическими вестернами — Trigun и Cowboy Bebop. Большинство зрителей его проигнорировали, а признание он получил лишь с выходом на видеоносителях в США и Японии.


Хорроры и триллеры

С мрачным космосом у японцев не сложилось. Не то чтобы таких работ не было, просто они выходили на кассетах и имели чисто эксплуатационный характер. Проще говоря — это был грайндхаус и низкобюджетный трэш.

Создатели фильма Lily C.A.T не стесняясь скрещивают «Нечто» и «Чужого». Из «Нечто» утащили образ существа с дикими метаморфозами. На месте и чувство паранойи, ведь неизвестно, кто из членов экипажа заражён. Из «Чужого» позаимствовали завязку (пришелец попадает на борт) и все второстепенные элементы: начиная с убранства космического корабля и заканчивая компьютером «Мать».




Короткометражка Roots Search — пример того, когда всё настолько плохо, что даже хорошо. В роли злодея здесь пришелец, возомнивший себя богом и карающий грешных людей в духе «Пункта Назначения». Главная героиня — глуповатая девушка со способностями ясновидящий и «комплексом Мэри Сью». Нелогичный сюжет и отвратительная постановка приносят Roots Search звание одного из худших аниме в истории.

Сумбурный фильм под названием Hell Target повествует об экспедиции, которая отправилась на поиски пропавшего исследовательского судна у газового гиганта Инферно-2. На планете герои столкнулись со смертоносным инопланетным вирусом, что порабощает человеческий разум, а потом убивает галлюцинациями.

Идея интересная, но вот воплощение подкачало. Тяжело понять, что вообще происходит на экране и как работает смертельный вирус. Здесь он представлен как нечто живое, способное принимать любую форму: то превратится в зомби, то в огромных монстров или Валькирий из скандинавских мифов. Из этого могло выйти что-то качественное, если бы творческие метания сценариста вовремя остановили.



Среди других короткометражек выделяется фильм Magnetic Rose из сборника Memories от режиссёра и мангаки Кацухиро Отомо. Его сюжет очень напоминает маленькие рассказы Рэя Бредбери.

Команда мусорщиков обнаружила заброшенную космическую станцию в глубинах космоса. Она хорошо сохранилась и исправно функционирует по прошествии многих лет. Внутри станции космонавты видят призраков и отрывки из жизни умерших людей. Практически во всех видениях фигурирует таинственная женщина в красном.



Режиссёр Горо Танигути (Code Geass, Planetes, Junketsu no Maria) создал свою версию романа Уильяма Голдинга «Повелителя Мух» в сериале Mugen no Ryvius («Бесконечное путешествие корабля Ривиас»).

К XXII веку ничто не мешало человечеству и дальше колонизировать космос, если бы на Солнце не произошла мощная вспышка, которая привела к распространению «моря Геодальта» — области высоких температур и давления. Для изучения феномена построены специальные корабли и орбитальные станции.

На одной из станций, «Либе Дельта», группа террористов устроила диверсию. Переворот удалось предотвратить, но станция неизбежно погружается в Геодальт. Часть персонала жертвует собой, чтобы замедлить падение и спасти молодых студентов. Но героический подвиг только отсрочил неизбежную гибель.

В поисках спасения курсанты обшаривают станцию и находят в её недрах необычный военный корабль «Ривиас». На нём они покидают «Либе Дельта», но вместо долгожданного спасения получают войну — правительство собирается уничтожить судно. Неопытным подросткам ничего не остаётся, как отправится вглубь Солнечной системы в поисках помощи.

Mugen no Ryvius — это социально-психологическая драма с элементами мистики. Смотреть сериал нужно вдумчиво, неторопясь и не перематывая. Живые, постоянно меняющиеся персонажи — главное достоинство. Добрая и отзывчивая девушка окажется эгоистичной стервой, а лучший друг превратится в местного тирана.

Зрителю покажут все пороки общества и то, как меняется человеческое сознание в условиях продолжительной изоляции и стресса. Под конец сериала на корабле появится диктатура и местное сопротивление.

С момента выхода Mugen no Ryvius прошло 17 лет, но никому до сих пор не удалось создать достойный анимационный космический триллер или хоррор. Это далеко не самый распространённой жанр в кинематографе, а уж в аниме и подавно.

Космические оперы

Legend of the Galactic Heroes — экстраординарная работа не только в жанре космооперы, но и во всей японской анимации. Сериал основан на одноимённом романе писателя Ёсики Танака. Из-за количества персонажей, масштаба и проработки событий LOGH легко сравнивать с «Войной и Миром» Толстого. Более взрослой космооперы в японской анимации просто не существует.

Конец 44 века, человечество давно покинуло Землю и отправилось в дальние просторы космоса. Люди бросили родную планету из-за нехватки ресурсов, загрязнённости атмосферы, постоянных войн между колонистами и землянами.

К началу сериала галактика делится на две противоборствующие стороны: монархическую империю Галактический Рейх и демократический Союз Свободных Планет. Рейх и Союз воюют между собой на протяжении 150 лет с редкими перемириями.

Обе стороны истощены. В Рейхе вся монархическая система устарела и требует кардинальных реформ. Союз прогнил от коррупции и пустоголовых политиканов. Демократия — лишь ширма. Любое инакомыслие здесь не в почёте, вовсю работает машина пропаганды, а оппозиционных лидеров убирают. Что в Рейхе, что в Союзе — ситуация начинает меняться после прихода молодых и талантливых командующих.

В Союзе отличился стратег Ян Вэньли, который мечтал стать историком, но волей случая оказался в армии. Ян прекрасный философ и борец за идеалы демократии.


Ни один из 110 эпизодов нельзя назвать лишним. Legend of the Galactic Heroes — это глубокая и длинная космоопера, в которой зрителю подробно и со всех сторон покажут демократический и монархический строй. Создатели не собирались идеализировать или оправдывать войну — в космических боях здесь гибнут миллионы.


Что происходит при попадании в космической корабль


В аниме часто поднимаются вечные философские темы: свобода человека, его место в обществе и значимость войны. Ради умных цитат или дискуссий хочется перематывать отдельные кусочки серий. Правда у LOGH есть один серьёзный недостаток — после него тяжело воспринимать сегодняшнее аниме. На фоне 110 серийного шедевра и трёх его приквелов всё кажется каким-то блеклым, неинтересным.

Legend of the Galactic Heroes иногда сравнивают с франшизой Crest of the Stars(«Звёздный герб»), снятой по романам писателя Хироюки Мориоки. И снова война, но на этот раз между людьми и их генномодифицированной разновидностью Ав.

Редкий случай, когда юношеская фантастика претендует на нечто большее. В целом, вся история повествует о космических приключениях подростков — прекрасной эльфоподобной девочки расы Ав и молодого дворянина, отец которого добровольно сдал планету остроухим потомкам людей.

У Crest of the Stars есть хорошо прописанная вселенная и прекрасные персонажи. Загвоздка в том, что у аниме и романов пока нет концовки. Хироюки Мориока пишет свои книги с 1996 года и в ближайшие пять лет финал мы вряд ли узнаем.


В жанре «сёдзе» (аниме и манга для девушек) фантастика и космооперы — редкие гости. Лучшую космооперу для женщин создала мангака Кейко Такемия. В своём произведении Terra E («Достичь Терры») она смешала идеи из романов «1984», «Фаренгейт 451» и «О дивный новый мир». В итоге манга получила две экранизации и награду за «Сэйюн» в номинации за вклад в литературу.

Человечество вышло за пределы Солнечной системы, но не размножилось. Отныне численность популяции контролирует суперкомпьютер. Люди живут под искусственным небом и в городах, которые напоминают четко отлаженный механизм или муравейник. Младенцев выращивают в пробирках и отдают на попечение приёмным родителям. Собственных биологических детей иметь строго запрещено, к тому же с годами люди забыли о естественном размножении.

Однажды в системе рождаемости произошёл сбой — появились дети с отклонениями. Глухие, слепые и немые, но со сверхъестественными способностями, вроде той же телепатии или психокинеза. Их прозвали Мью и сразу же записали в потенциальную угрозу, подлежащую немедленному уничтожению. Сами Мью спрятались на отдалённой планете и мечтают вернуться на Землю — забытую родину человечества.


Редкий образец нетипичного «сёдзе» с серьёзными темами, в космическом сеттинге и без нарочитой слащавости. Сюжет охватывает 30 лет из жизни парня Джоми, который в одночасье узнал о своей таинственной силе и связал жизнь с изгоями Мью.

Заслуживают упоминания

Стоит коротко вспомнить и о других примечательных аниме, даже если их сюжет вскользь касается космической тематики.

В полнометражном фильм Venus Wars показан вооруженный конфликт между двумя государствами на Венере — Иштар и Афродия (названы в честь континентов на планете). Главный герой — бывший гонщик Хиро, примкнувший к повстанцам Афродии.



Экранизация женской манги 11-nin Iru! («Их было одиннадцать») затрагивает тему межрасовой ксенофобии и рассказывает о непростых экзаменах в космической академии. Группу студентов отправляют на заброшенный корабль, где они должны продержаться два месяца.


Вскоре у студентов развивается паранойя и недоверие друг к другу. Если хотя бы один из членов группы умрет, то экзамен моментально провалится.

Сумасшедшие галактические гонки в Redline — для тех, кто любит адреналиновое аниме. Над фильмом работали более 7 лет и потратили феноменальную сумму — 30 миллионов долларов. Redline — это «Безумный Макс: Дорога Ярости» от мира аниме.



Ginga Tetsudou no Yoru («Ночь на галактической железной дороге») — полнометражный фильм режиссера Гисабуро Сугии по мотивам одноименного рассказа Кендзи Миядзавы. Именно с этой книги черпал вдохновение Лейдзи Мацумото для своего «Галактического экспресса 999».

Котик Джованни родом из бедной семьи. Его мать больна, отец пропал, а сам он за гроши разносит газеты. В день Фестиваля Звезд он отправился на поиски молока для матери, но устал и заснул на холме. Проснулся Джованни от шума поезда, который спустился к нему с неба. Загадочным образом его перенесло внутрь состава, где он сразу же увидел своего старого друга, Кампанеллу. Внезапно поезд тронулся, взмыл в небо и отправился в путешествие по звездам.


Где конечная станция? Кто эти странные пассажиры? Как у Джованни оказался билет? Что здесь делает Кампанелла? Ответы должен найти зритель. Прежде всего, это философская притча, которая заставит хорошенько задуматься над сущностью бытия. Отчасти фильм напоминает советские мультфильмы, после которых на душе остаётся задумчивый осадок.



Если хочется чего-то безгранично светлого, да при этом ещё и эпичного, то как нельзя лучше подойдет мини-сериал Top o Nerae! Gunbuster(«Ганбастер: Дотянись до неба!») от студии GAINAX. Три школьницы женской академии (одна из СССР) пилотируют роботов и сражаются с пришельцами в глубинах космоса. Прекрасный образец героической фантастики, повлиявший на знаменитый Gurren Lagann.



Создатели комедии The Irresponsible Captain Tylor («Безответственный капитан Тайлор») задались вопросом: что будет, если командование космическим кораблем поручить полному идиоту с безграничной удачей?



Uchuu Kyoudai («Космические братья») — познавательный сериал по мотивам всё ещё незаконченной манги Тюи Коямы. Если бы не затянутость и отсутствие (на данный момент) адекватной концовки, то сериалу не было бы цены. Если хочется увидеть, что будет дальше, то придётся читать мангу или мучительно ждать продолжения.


Два брата в детстве увидели НЛО и решили, что обязательно пойдут в космонавты. Сюжет затрагивает реальный план по изучению космоса на ближайшие 100 лет. В том числе: постройка базы на Луне и первая высадка на Марс.

Sidonia no Kishi («Рыцари Сидонии») по манге Цутому Нихея (Blame!) всё-таки лучше читать, чем смотреть. Не все зрители выдержат рваную компьютерную анимацию. Это не так плохо, как у недавней экранизации Berserk, но глаз всё равно режет. Тем более права на выпуск манги в России купило издательство XL Media, так что выход первых томов — не за горами.



Напоследок напомним об аниме-экранизации «Звездного десанта».


Использованы материалы авторов:

- Семён Костин "Галактические поезда и ковбои: аниме о космосе"

Источник : https://dtf.ru/

- Бексултан Аденов "Аниме – новый вид искусства"

Источник : https://nsportal.ru/ap/

Редакция: Георгий Гаврилов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ КОСМИЧЕСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КОТОРЫЕ ВДОХНОВЛЯЮТ

НА ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ НЕ ТОЛЬКО ДЕТЕЙ НО И ВЗРОСЛЫХ

КОСМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВСЕЛЕННАЯ

РЕДАКЦИЯ САЙТА

АДРЕС: 125047, г. Москва, 1-я Тверская-Ямская, 25/2

ТЕЛЕФОН: 8 (968) 535-34-29

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: info@creatiworld.ru

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО: ИП Гришина Я.E.

ИНН: 503905732218

ОГРНИП: 319508100281492

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ для РОСКОМНАДЗОРА и ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: direct-team@creatiworld.ru

Оплата банковскими картами

осуществляется через АО «АЛЬФА-БАНК»

К оплате принимаются карты VISA,

MasterCard, Платежная система «Мир»

© ВСЕЛЕННАЯ 2015

САЙТ ОБНОВЛЁН 27.10.2020 г.